Никто не учит маленького человека:
«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,
попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
Все дело в одной, в очень важной закономерности
нравственно-патриотического воспитания.
Если человека учат добру - учат умело, умно,
настойчиво, требовательно, в результате будет добро.
Учат злу (очень редко, но бывает и так),
в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,
потому, что и человеком его надо воспитать».
В.А. Сухомлинский
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Известны педагогические принципы: любовь к Родине, начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу, селу. Основными задачами патриотического воспитания в нашей группе являются: формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, селу) ;
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям. А также выработана система работы по патриотическому воспитанию. Одно, из которых является ознакомление с явлениями общественной жизни.
Это воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники) ;воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, ,столице, символике государства). С 17 октября по 12 ноября в старшей группе проходил творческий период «День народного единства». Дети знакомились с историей России, гербом, флагом, мелодией гимна. Слушали рассказы о людях прославивших Россию; о том, что Российская Федерация (Россия) – огромная многонациональная страна; Москва – главный город, столица нашей Родины. В группе было оформление, которое соответствовало теме . Большая карта России, на которой были картинки с изображением рек, гор, озёр, лесов, животных и птиц. Дети узнали, какая наша страна огромная и великая. Мы разучивали стихи, песни, пословицы о нашей Родине. Очень нам понравились пальчиковые игры про Россию и родное село. Библиотекарь Татьяна Витальевна Пугина приготовила нам подборку книг о России, её истории, народах, национальных костюмах. Все эти книги мы поместили у себя в уголке книг. Дети с удовольствием слушали рассказ Татьяны Витальевны о том, что поэты в своих стихах всегда прославляли красоту родного края, величие и силу России, рассматривали иллюстрации. Заучивали короткие стишки про Родину. Итогом периода был праздник, на котором ребята, с помощью презентации отправились в путешествие в прошлое России и настоящее. Они узнали почему 4 ноября – День народного единства . Что наша Россия – многонациональное государство.А затем вернулись в родное село, где проживают разные национальности-русские, украинцы, армяне, мордва, татары одной дружной семьёй. Рассказывали стихи, пели песни о родном крае, соревновались в ловкости и показывали свою силу. Посмотрели фильм про родное село Башкирское. Завершился праздник танцем «Дружба». В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка, поэтому очень важно, чтобы она раскрывалась на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Я считаю, что это нам удалось. Праздник получился ярким и запоминающимся. Огромную благодарность в проведении праздника хочется сказать родителям, которые приготовили национальные костюмы. Это семья Бологовых, Черепановых, Туртаевых, Саградян. А так же музыкального руководителя Анну Анатольевну Начкину, помощника воспитателя нашей группы Елену Анатольевну Байбулатову и всем, кто оказал нам помощь в проведении праздника. В последнюю неделю периода мы с детьми оформили альбом «Наша родина-Россия». Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Дошкольный возраст, это возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.
О.А. Емельянова воспитатель старшей группы
МДОУ «Башкирский детский сад»
|