Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий.
В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, различные виды злоупотреблений психоактивных веществ и алкоголя, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей. Поэтому на педагогов возложена огромная ответственность за воспитание личности с социально-активной позицией, умение слушать других и быть услышанным другими, умение сказать «НЕТ» негативным проявлениям, умение словом и делом помочь другому.
Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.
Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.
Дети в школе очень разные, со своими историями жизни, со своими характерами, и надо стараться их всех объединить в единый коллектив. Основными направлениями работы являются: сохранение и укрепление здоровья, воспитание гражданина, воспитание семьянина, воспитание личности. Большое значение необходимо предавать организации жизни детей, стараться содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития личности, способствовать нравственному формированию личности ребёнка. Всё это играет значительную роль в профилактике правонарушений.
В целях предупреждения и профилактики правонарушений несовершеннолетних, пропаганды здорового образа жизни, в школе составлен и реализуется План профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, в котором реализуются следующие мероприятия:
- Составление социально – психологических паспортов учащихся «группы риска», списков детей из неблагополучных семей, многодетных семей, неполных семей.
- Контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся школы и учащихся «группы риска».
- Индивидуальные консультации с учащимися, пропускающими занятия без уважительной причины
- Проведение бесед и классных часов: «Учеба – твой главный труд», «Права и обязанности учащихся», «Профилактика правонарушений»;
- Индивидуальные беседы с родителями обучающихся, склонных к пропускам занятий без уважительной причины, склонных к совершению правонарушения, состоящих на ВШК и находящихся в СОП;
- Рейды по семьям учащихся, склонным к пропускам уроков;
- Беседы на родительском собрании "Учебная дисциплина и ее значение в жизни школьника", «Ответственность родителей за получение детьми обязательного основного общего образования», «Контроль родителей за детьми во вне учебное время»;
- Участие в акциях: «За здоровый образ жизни» ,«Подросток» ,«Неделя толерантности»;
- Совещания с педагогическим коллективом по вопросам предупреждения пропусков учебных занятий без уважительной причины и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;
- Организация встреч с представителями органов внутренних дел;
- Рассмотрение вопроса по профилактике не обучения и безнадзорности учащихся на Педагогических Советах, совещаниях, Совете профилактики;
- Организация межведомственного взаимодействия по работе с обучающимися совершившими правонарушение;
- Вовлечение в организацию и проведение школьных мероприятий;
- Информирование через стенды, сайт школы об ответственности несовершеннолетних за совершение правонарушение.
Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.
Директор школы Т.В. Смирнова
|